Финансы,
5 июня 2001 г.
Симптомы застоя и признаки оздоровления страхового дела в России 847 просмотров
В конце прошедшего года в РЭА им. Г.В.Плеханова состоялось расширенное заседание круглого стола, инициаторами которого выступили, наряду с академией им. Г.В.Плеханова, ВСС, ВНСО, вузы и ведущие страховые компании. Темой обсуждения стало взаимодействие науки, практики и образования (подготовки кадров) в целях определения причин застоя в страховом деле России и его скорейшего преодоления. Главными причинами застоя является не только (и не столько) стагнация в экономике и ухудшение благосостояния людей, но и управленческие просчеты правительственных структур, косность мышления и противодействие в законодательных органах, конъюнктурные взаимоотношения в среде страховых компаний, спячка местных (региональных) органов управления, искажение общественного мнения, отсутствие достаточного количества (и качества) специалистов страхового дела, недостатки в области образования и подготовки кадров в целом.
Но, как отметил в своем выступлении проф. Е.В. Коломин, формирование надежного, эффективного механизма страховой защиты на среднесрочную перспективу — это проблема не только расширения деятельности страховых организаций, это задача нашего современного общества в целом. Кроме того, по словам проф. В.В.Шахова, страхование пока остается саморазвивающейся отраслью. Управленческие просчеты, равно как и противоречия в законодательной среде, — это и причины, и симптомы заболевания, примером которых является, в частности, затянувшаяся история с принятием закона о страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
Потери от ДТП сравнимы только с военными. Но нет воли, чтобы принять, нет расчетов, показывающих необходимость этого шага. А.П.Плешков обратил внимание на абсурдность определения размера пенсии, назначаемой потерпевшему лицу согласно обсуждаемому проекту этого закона. По мнению Г.В.Дуванова, на страховом рынке России сегодня занято в семь раз меньше специалистов, чем требуется. Многие отметили, что рабочие места в страховых компаниях сплошь и рядом заняты персоналом, перешедшим туда из других отраслей народного хозяйства и изучающим страхование по ходу дела. Это явление характерно и для органов управления и законотворчества, где для принятия решений требуется знание тонкостей страхования. Страховые организации (и не только они) весьма ревностно относятся к идее допуска на отечественный рынок зарубежных компаний. По нашему же мнению, конкуренцию следует регулировать, но ни в коем случае не исключать. Чтобы выдержать конкуренцию с зарубежными страховщиками, нужно уступить часть (которую сами не можем охватить) страхового поля и одновременно существенно расширить его в других направлениях.
Е.В.Коломин подчеркнул, что заключение договоров страхования должно побуждаться преимущественно экономическими и правовыми, а не административными методами, вытекать из требований гражданского законодательства о возмещении вреда.
Побудительных мотивов к заключению договоров предостаточно, но психологические установки либо отсутствуют, либо обращены к ожиданию денег из госбюджета, помощи от МЧС и т.п. Массовое сознание направлено на поиск козлов отпущения, а не на предотвращение последствий неблагоприятных событий.
Признаки некоторого улучшения дел позволяют говорить о тенденции к оздоровлению, равно как и о том, что усилия должны быть удвоены.
Помимо скорейшего принятия закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев, необходимо срочно принять законы об ответственности производителей определенных видов продукции перед потребителями, ответственности работодателей перед работниками за причинение вреда на опасных производствах, а также закона о взаимном страховании. По расчетам проф. Е.И.Ивашкина, развитие взаимного страхования в России способно удвоить долю поступлений от продажи страховых продуктов в ВВП страны. Таким образом, этот вид страхования может стать средством повышения конкурентоспособности российского страхования. В России уже действуют несколько обществ взаимного страхования, появляются научные разработки (в их числе — докторская диссертация проф. Е.И.Ивашкина).
Эти факты — безусловный признак начавшегося оздоровления отрасли. Активную роль в рассмотренном процессе играют ВНСО, ВСС, Московская группа страхового проекта Тасис и др. Т.Мэнсон, руководитель этой группы, подробно рассказал о целях, задачах и направлениях реализации данного проекта. Подчеркнем, что работа по реализации проекта Тасис действительно ведется и дает определенные результаты. Это не только предоставление консультаций, но и оказание при посредничестве ВСС прямой помощи страховым компаниям России.
Среди других признаков оздоровления Л.Д. Лакшин обратил внимание на достаточно серьезное проникновение страхового бизнеса в банковский сектор и наоборот. Л.К.Никитенков указал на новые потребности в области страхования сельхозпроизводства и на особую роль в этом перестрахования. С.В.Дедиков обратил внимание на то, что, во-первых, по отношению к перестрахованию сегодня мы имеем дело с совершенно неадекватным законодательным регулированием этого финансового института, во-вторых, перестрахование требует научно обоснованной методики расчета собственной эффективности, равно как и методики оценки финансового состояния перестраховочных компаний. Большой интерес вызвало выступление А.В. Куртина. Уже в 2001 г. предполагается приступить к введению новой, накопительной составляющей, а также нового налогового кодекса; планируется производить ежемесячные отчисления в виде фиксированных платежей в ПФ со стороны той категории лиц, которые выпадают из системы государственного пенсионного страхования, но имеют право на восстановление трудового стажа за период уплаты таких фиксированных платежей: в целях решения проблем северян, уезжающих "на материк", будут создаваться специальные отраслевые фонды с передачей их в НПФ.
Нерешенной проблемой накопительного пенсионного страхования остается инфляция. Над решением проблемы работают коллективы НИФИ, РЭА им. Г.В.Плеханова (кафедры страхования и математики) и др. В этой связи предъявляются повышенные требования к специалистам-актуариям.
Доводы участников свидетельствуют, что, вероятно, застой в страховании — явление относительное и, главное, подходит к концу. Ускорить процесс оздоровления необходимо и возможно при условии перестройки системы образования страховщиков, внутрифирменной подготовки кадров, распространении знаний о страховании и доведении соответствующих законов до широкой общественности. По этим вопросам высказались также И.Ю.Юргенс (Президент ВСС), проф. А.И.Басов и проф. В.И.Рябикин (Институт финансов РЭА им. Г.В.Плеханова), Н.А.Левант (САО "РЕСО-Гарантия"), проф. Е.В.Чепурин (МГУ), Д.Э.Маркаров (ПСК), а также преподаватели кафедры "Страхование" РЭА им. Г.В.Плеханова, говорившие об отсутствии ориентированности на конкретных специалистов и отсутствии широты познаний, включая слабость математической подготовки, которую пытаются преодолеть в МГУ им. М.В.Ломоносова и в РЭА им. Г.В.Плеханова. Слаба и практическая подготовка студентов, у практических работников страховых компаний недостаточна подготовка теоретическая; кроме того, наблюдается отсутствие в подготовке специалистов знаний и навыков, позволяющих работать на любом уровне — от страхового агента до топ-менеджера страховой компании. И.Ю. Юргенс рассказал, что в рамках ВСС создан специальный Комитет по образованию, подготовке и повышению квалификации кадров, работа которого соотнесена с Программой Тасис, и высказал предложения по сертификации каждой национальной системы страхования, по аккредитации вузов.
Поскольку подготовка и переподготовка специалистов страхового дела осуществляется как в рамках учебных заведений, так и в страховых организациях, предметом дискуссии оказался вопрос совместной организации данной работы и повышения качества подготовки специалистов до лучших мировых стандартов. Единым было мнение, что в систему обучения должна войти практическая подготовка кадров, сопровождаемая профессиональной аттестацией специалиста. Должна быть усилена самостоятельная работа студентов с целью побуждения их к творчеству, к самостоятельному пополнению свои знания. Надо, чтобы специалист страхового дела обладал широкими познаниями в области экономики и финансов и мог решать профессиональные вопросы на рабочем месте. Симптомы относительного застоя в нашем страховании во многом производны от "внутренних" факторов развития данной отрасли финансов, а не только от недостатков экономического или социального развития страны, поэтому переломить тенденцию можно значительно быстрее, чем это принято считать. К этому прилагают усилия ВСС и ВНСО, вузы и страховые организации России.
Проф. В.И.РЯБИКИН, доц. Т.А.АРХАНГЕЛЬСКАЯ, доц. Е.В.ДИК, Российская экономическая академия им. Г.В.Плеханова
Вся пресса за 5 июня 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Кадры, Мероприятия
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
|
Ульяновская правда, 17 января 2025 г.
В областном центре задержали группу автоподставщиков
|
|
БК55, Омск, 17 января 2025 г.
Стали известны регионы с самыми агрессивными водителями
|
|
Вечерний Петербург, 17 января 2025 г.
Две трети петербуржцев регулярно сталкиваются с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|